Попытка Минкомсвязи обеспечить гражданам России право оперировать мобильными устройствами (телефонами, смартфонами, планшетами и другими) во всех сетях не увенчалась результатом – в обход актуального на текущий момент нормативного правового положения операторы продолжают блокировать («залочивать») значительную часть реализовываемых гаджетов.
Лимитирование на применение телефона либо другого устройства (абонентского терминала) в сетях соперников – общемировая практика. Так, в большей части городов Европы возможно приобрести даже самые продвинутые аппараты всего за 1 евро, но – в случае визирования долгосрочного договора на обслуживание. Кредитуя приобретение пользовательского оборудования, оператор блокирует возможность его применения в других сетях, а заказчиком может быть лишь гражданин подобающей страны. «Но франце – но смартфон», – корректно напомнили корреспонденту РАПСИ недавно в парижском салоне связи.
По требованиям трудящихся
Российские операторы заимствовали европейский опыт с началом введения брендовых аппаратов (производимых под марками «Билайн», «Мегафон» и «МТС»). В действительности значительно чаще это были простые аппараты (в большинстве случаев китайских неизвестных изготовителей) со особыми настройками. Продаются они, в большинстве случаев, по сокращённым стоимостям, а включаемые ограничения разъясняются интересами самих абонентов: «Версия программного обеспечения для устройства делается по нашим притязаниям, и в нее дополняются приложения либо добавочные сервисы, которые работают подобающим образом лишь в нашей сети, – свидетельствовали в пресс-службе ОАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка – «Билайн»). – В сетях иных операторов эти сервисы могут не функционировать либо работать некорректно, приводя к финансовым потерям абонента. К примеру, зашитый USSD-запрос баланса у другого оператора может оказаться подключением платной услуги. Поэтому исходя из этого мы перво-наперво настраиваем работу устройства лишь на сеть «Билайн».
Но госслужащие не оценили такую заботу о «благе покупателей» – год назад связное учреждение выступило с инициативой воспретить каждые ограничения на применение гаджетов. «В последние месяцы пользователи услуг подвижной радиотелефонной связи сталкиваются со случаями, когда приобретенные ими импортные абонентские терминалы не снабжают установление установленных стандартами соединений и передачи данных в ряде действующих в России сетей. В наивысшей степени возможной причиной аналогичных нарушений является преднамеренная блокировка на программном уровне», – свидетельствовали в Минкомсвязи.
В действительности неприятность «залочивания» стала в наивысшей степени актуальна еще весной 2014 года, когда в полной мере заработала операция переноса номера (mobile number portability – MNP). Всего, согласно данным полномочного оператора особой БД – ФГУП «Центральный НИИ связи», на текущий момент «мигрировало» уже 2,9 млн российских абонентов.
Товарный знак дороже правил
В целях предупреждения новых нарушений прав пользователей было решено обеспечить работу всех производимых на российских рынок устройств мобильной связи во всех подряд действующих в Российской Федерации сетях подобающих стандартов, в частности GSM-900/1800, UMTS (3G), LTE (4G) и других. Завизированный министром связи Российской Федерации Николаем Никифоровым приказ начал применяться 9 июня 2015 года. Он, например, обязал тестировать новые абонентские терминалы не менее чем в трех российских сетях различных организаций.
Но под различными предлогами операторы продолжают игнорировать эти притязания. «У абонента в любой момент есть право выбора: купить мобильное оборудование по особой цене на условиях маркетинговой акции с лимитированием доступа к сетям связи иных операторов, или похожее оборудование по обычной цене без таких ограничений», – разъяснили политику «Мегафона» в пресс-службе организации.
Растолковать правомерность деяний по блокированию устройств операторы не захотели. Так, пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина говорит, что «реализует абонентское оборудование, которое в соответствии с правилами прошло все установленные законом операции. Оборудование всецело отвечает притязаниям нормативно правовых юридических актов».
Действительно, пресс-служба никого из федеральных операторов не сумела представить декларацию соотношения – неукоснительный документ, без присутствия которого в всякой точке продажи воспрещена реализация любой аппаратуры связи. Не смотря на то, что, обойдя фирменные салоны в режиме Secret Shopper («загадочный приобретатель»), корреспонденту РАПСИ удалось получить пару таких документов.
Все они удостоверяют соотношение аппаратуры в частности и новому приказу связного учреждения. Но в действительности эти документы являются по сути фикцией. Так, со слов руководителя испытательной лаборатории «ЭРА» Юрия Зайцева, продемонстрированный пример абонентского терминала «МТС Smart Sprint 4» согласно с притязаниями Минкомсвязи пробежал все нужные тесты, в частности и опробования в сетях трех операторов сотовой связи – «МТС», «Билайн» и «Мегафон». «В случае, если производитель поменял ПО, он должен был произвести регистрацию новую декларацию о соотношении в Федеральном агентстве связи», – констатирует Зайцев.
Брак по любви
Помимо этого, сотовые организации «большой тройки» утверждают, что брендированные аппараты возможно разблокировать по первому притязанию покупателя. Действительно, каким образом это сделать, – за неделю ни один из операторов растолковать снова же не сумел.
А вот участники рынка сотового ретейлера полагают проблему блокировки преувеличенной. «Залочивание» – обычная практика, к тому же общемировая. Заказчик получает телефон по минимальной цене за то, что привязывает себя к оператору на конкретный период, – говорит управляющий филиалом организации «Евросеть» Денис Голещихин. – Наряду с этим устройство возможно «разлочить» по письменному притязанию владельца. Похожие устройства нишевые – часть их продаж на российском рынке ничтожно мала. Операторы в Российской Федерации «залочивают» лишь устройства, реализовываемые под собственным брендом, а главная причина приобретения – скорее лояльность к оператору связи, а уже позже невысокая цена. Вопрос блокировки работы устройства для пользователя не будет стоять остро , пока изготовители брендированных устройств не препятствуют праву выбора – купить устройство с привязкой к оператору либо без. Покупатель сам решает, желает ли он быть пользователем конкретного оператора, либо нет».
«Смартфоны, которые легально продемонстрированы в Российской Федерации, закупаются напрямую у изготовителя либо его представителя. Они отвечают притязаниям российского законодательства и могут работать в сетях иных операторов, – констатирует руководитель по местному формированию ритейлера «Связной» Денис Шейбаль. – Периодически разные организации проводят маркетинговые активности, в рамках коих предлагают устройства, имеющие ограничения доступа к сетям конкретных операторов связи. К примеру, при покупке такого гаджета заказчикам предлагается скидка на смартфон и время от времени бонус на услуги связи. Пользователь не только получает смартфон, но и может поближе познакомиться с возможностями оператора и решить, оперировать его услугами в последующем либо нет.
Часть устройств с лимитированием работы в сетях конкретных операторов связи несущественна. Помимо этого, что большая часть смартфонов и сотовых телефонов, продемонстрированных в Российской Федерации, работают с 2 SIM-картами, и пользователь может оперировать вторым слотом без каких-либо ограничений», – указывает Денис Шейбаль.
Помимо этого, в случае принятия занесённого в государственную думу проекта закона о увеличении мер по защите прав покупателей, приобретатель не подобающего притязаниям стандартов смартфона, планшета либо роутера сумеет легко стребовать «премию» в пятикратном размере его стоимости. Для защиты от таких исков операторам, наиболее вероятно, нужно будет отказаться от спорной практики.
Павел Нетупский, Петербург (специально для РАПСИ)
Изучите кроме того нужную статью на тему бесплатная консультация юриста. Это вероятно может быть интересно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий